| |||
/ выписка из источника: Князь Александр Чачба /Шервашидзе/ - статьи об искусстве и отрывки из писем и записных книжек/. |
Краткая биография жизни и творчества:
Александр Константинович Чачба /Шервашидзе/, его наследие и эстетические взгляды и сегодня представляют большой интерес для истории исскуства. /Шервашидзе – грузинская форма фамилии абхазских владетельных князей Чачба, утвердившаяся в письменной традиции Грузии с позднего средневековья. Художник подписывал свои произведения как фамилией Шервашидзе, так и Чачба/. Работая сценографом в петербургских императорских театрах (1907-1918), а за рубежом – в Русском балете С.П.Дягилева (1920-1929) и его преемников (1929-1948), А.К.Чачба всю свою жизнь посвятил служению гуманистическим идеалам. Созданные им живописные полотна, графические листы, многочисленные эскизы декораций, костюмов к театральным постановкам и художественные статьи характеризуют его как выдающегося деятеля культуры 20 века. Александр Константинович Чачба /Шервашидзе/ сын князя Константина Чачбы, младшего сына последнего из владетелей Абхазии Георгия Михайловича Чачбы /Шервашидзе/, при котором в 1810 г Абхазия вошла в состав Российской империи. Долгим и тернистым был путь Александра Чачбы в искусство. Родители его рано разошлись. Он с братом Владимиром (1875-1937) остались с отцом. В 832 г. его отец Константин Георгиевич, выпускник Петербургского Пажеского корпуса, был арестован за активное участие в дворянском заговоре, выражавшем протест, против колониальной политики царизма на Кавказе и переведен на службу в Россию. После известного восстания абхазского народа в 1866 г., направленного против произвола царского самодержавия в Абхазии, К.Г.Чачбе, как и некоторым другим членам абхазского владетельного дома, было запрещено возвращаться на Родину. До конца своих дней он находился под строгим секретным надзором, жил в стесненных материальных условиях. В начале 1860 гг. Константин Георгиевич в чине майора подал в отставку, женился на дочери учителя-француза, пианистке Н. М.Даплуа и переехал в Феодосию на постоянное место жительство, т.к. въезд в Абхазию ему был запрещен. Здесь 24/12/ декабря 1867г. родился будущий художник. До 10 лет Александр учился дома, а затем был определен в Нижегородский кадетский корпус. Но военная карьера ему была не по душе, он неохотно учился и больше увлекался скрипичной музыкой. Кончина долго болевшего отца (1883г.), к которому он был очень привязан, «подействовала на маленького Александра крайне неблагоприятно, он, по свойственному ему восточному темпераменту, стал крайне раздражителен, нервен, вследствие того, без интересен к наукам», - отмечал его опекун. Мальчик был исключен из 6-го класса кадетского корпуса за неуспеваемость. Оказавшись в одиночестве с неясными планами на будущее, он решил поехать к матери, которая в это время жила в Киеве, будучи замужем за преподавателем училища Н.П.Яковлевым. С помощью отчима Александра приняли в 1887г. в 5-й класс Киевского реального училища. Он начал брать уроки рисования у лауреата Петербургской Академии художеств И.Ф.Селезнева и художника А.В.Прахова. Диплом об окончании реального училища он получил, но работа его не привлекала. Мечтая продолжить занятия живописью, он в течение двух лет настойчиво обращался с ходатайствами в дирекцию Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1891г. его желание сбылось. Он был зачислен на отделение живописи «вольным посетителем», т.к. на стационар «принимали только не моложе 12-лет и не старше 18». Ему же шел тогда 24-й год. Нехватка средств на взносы за учебу и стесненные материальные обстоятельства не сломили его, он усердно и настойчиво занимается, активно участвует в выставках учащихся города Москвы. Преподаватели, заметившие одаренность ученика и его тягу к искусству, советовали продолжать учебу во Франции. В 1894 г. он уехал в Париж учиться живописи и, главное, рисованию. В Париже он обучался в мастерской известного педагога Фернана Кормона. В свободное от занятий время он посещал музеи, выставки, изучал работы французских художников разных направлений. В Париже художественно-литературный круг, в котором он вращался, был обширен: А.Н.Толстой, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, М.А.Волошин, С.П.Яремич, Е.С.Кругликова, Н.П.Рябушинский, В.Э.Борисов-Мусатов, И.Э.Грабарь, В.И.Альбицкий, Н.А.Тархов, А.Г.Якимченко, французский поэт и критик Рене Гиль, А.В.Гольштейн и др. Для живописных и графических работ первого его творческого периода (1893-1905) характерен настойчивый поиск ясности и выразительности формы, а также стремление выявить оттенки внутреннего мира своего героя, характер и индивидуальность. Это хорошо видно в таких его работах, как «Друзья», «Ночь приближается», «В саду», «Портрет незнакомки» и особенно в «Портрете жены» - Е.В.Шервашидзе /урожденной Падалка/. Это – изображение по плечи молодой женщины с поворотом влево. В мягких переходах пастельных тонов едва проглядываются формы, подчеркивая женственность и своеобразное обаяние образа. Слегка вскинутая голова говорит о самостоятельности, воли, энергии этой женщины. Однако жизнь 38-летнего художника, была не из легких в материальном смысле, вдобавок, беспощадная судьба отняла маленького сына Мишу. Художник тяжело переживал, но, как свойственно абхазу, старался ничего не показывать внешне. Но его душевная напряженность четко отразилась в его замечательном «Автопортрете» (1905г.), привлекшем всеобщее внимание на первой Выставке русских художников в Париже (1906г.). Линии карандаша пластичны и свободны. В облике по плечи изображенного мужчины отображена доброта благородство, однако душевное состояние персонажа, выдает очень грустный взгляд темных глаз. О тогдашней невеселой жизни художника свидетельствует в своих воспоминаниях о совместном отдыхе в Примеле А.Н.Бенуа, впоследствии ставший большим другом А.К.Чачба: «…Из самых первых, кто после Бальмонтов последовал за нами в Примель, был наш новый знакомый, необычайно милый и прелестный человек, художник, князь Александр Константинович Шервашидзе. Его род принадлежал к самой достоверной и древней кавказской аристократии, а предки его были, как говорят, даже царями Абхазии, но Александр хоть и был очень породист с виду, однако, обладая весьма скудными средствами, вел жизнь более чем скромную. Он был женат на особе прекрасных душевных качеств, умной и образованной… И он, и она были настоящими бедняками…» Пока еще не выяснено, каким образом А.К.Чачба оказался в Петербурге, но с 1906г. он живет здесь и по совету Головина «принимает официальный заказ от дирекции императорских театров:» …Предписываю поручить художнику князю Александру Константиновичу Шервашидзе исполнение декорации 2-й картины «Фауст» на казенном материале с уплатою ему за означенную работу пятисот рублей…» Затем последовали заказы на другие декорации к той же опере. Работа эта продолжалась до середины 1908г. Отныне он навсегда связал свою жизнь с театром. Здесь полностью раскрылся его многогранный талант и творческая индивидуальность. Вскоре он возглавил одну из императорских художественно-декорационных мастерских. Появляются первые ученики, а эскизы декораций к опере Ш. Гуно «Фауст» стали значительным достижением художника. Один из одесских критиков справедливо писал «реформу декоративного искусства, произвели работы трех лучших декораторов нашего времени – К.Коровина, А.Головина и князя К.Шервашидзе». Важной вехой в его творчестве также стала художественная работа к опере «Тристан и Изольда», поставленная на сцене Мариинского театра В.Э.Мейерхольдом. Работа над спектаклем «Тяжба» Н.В.Гоголя в Александринском театре и «Шут Тантрис» драмы немецкого драматурга Эрнста Хардта. Газета «Обозрение театров» сообщала: «Постановка в общем удалась Г.Г.Мейерхольду и кн.Шервашидзе. Последний дал великолепные декорации и костюмы.» «Перед нами еще лишнее свдетельство того, сколько строгости и красоты вносят настоящие художники в театральные постановки» - писал критик Ростиславов: «Тристан» и «Шут Тантрис» упрочили за Чачбой репутацию вдумчивого, тонкого и проницательного театрального художника. «Благородный дышит вольно только там, где благородное», - писал о нем Н.Н. Евреинов. Художник также был активным членом выставок общества «Мира искусства». За 10 с лишним лет работы в петербургских театрах он дал новую жизнь, новое дыхание более сорока спектаклям, имевшим грандиозный успех. В их числе также оперы «Миранда» (Н.Казанли), «Чудо роз» (П. Шенк); балеты «Синяя борода» (Ж.Оффенбах), «Царь Кандавл» (Ч.Пуни), «Талисман» (Р.Дриго); драматические спектакли «Завтрак у предводителя» (И.Тургенев), «Гамлет» (В.Шекспир), «Невеста» (Г. Чулков), «Тот, кто получает пощечины» и «Профессор Сторицын» (А.Толстой), «Горе от ума» (А.Грибоедов) и мн.другие. Самое деятельное участие художник принял во втором театральном сезоне (1911-1912) «Старинного театра», организованного Н.Н. Евреиновым и Н.В.Дризеном в 1907г. Здесь он встретил друзей по «Миру искусства» Н.Рериха, И. Билибина, Е.Лансере, В.Щуко, Н.Калмакова, которые тоже были приглашены в новый театр. Здесь же он познакомился ближе с будущей второй своей женой Н. Бутковской, известной актрисой «Старинного театра». Здесь Чачба оформил комедию Т.де Молина «Благочестивая Марта». Талант Чачба был многогранным – рисовальщик, график, иллюстратор русских народных сказок. На «Вечерах мод» в грациозных костюмах, сшитых по его эскизам, выступали знаменитые тогда петербургские актрисы. В годы 1-мировой войны художник принимал участие в благотворительных вечерах, юбилейных спектаклях, выставках и худож.аукционах в пользу жертв войны, оказывал большую помощь Н.Бутковской в ее издательском деле, где в целях пропаганды произведений известных художников выходили иллюстрированные монографии о Серове, Чюрленисе, Левитане и др.. |
* |
Особое место в его многогранном творчестве также занимают статьи об изобразительном искусстве, в частности с анализом выставок русских художников в Париже. Они не многочисленны, но, тем не менее, для дальнейшего исследования французского и русского искусств, статьи эти, будут представлять большой интерес, т.к. многие наблюдения и высказывания в них, и сейчас сохранили свою актуальность и остроту.
На одном дыхании написана им ст. «Ван-Гог», посвященная 60-лет-ю со дня рождения гениального голландца-постимпрессиониста, родоначальника живописного экспрессионализма, глубоко выражая темперамент живописца и плоды его творческого синтеза. Самого Ван-Гога, описывая, как – факел в гуще космических лучей. С такой же любовью написаны и остальные его статьи: «Письмо из Парижа. Салоны», «Весенняя выставка в Париже», «Осенний салон», «Александр Бенуа», «Выставка Тархова», «Выставка русского художества в Париже», «Жерж Сера» и др. О душе и человеческой исключительности А.Чачба в то время по Петербургу ходило много легенд и анекдотов, сохранившихся до наших дней в воспоминаниях современников: «Князь А.Чачба-Шервашидзе, потомок абхазских царей – воплощение того восточного рыцарского благородства, которое в наше время почти сказочная редкость…» - писал в 1922г. Н.Н.Евреинов, один из популярных режиссеров и драматургов того времени. Уже после назначения на пост главного декоратора при Петроградских гостеатрах, имея грандиозные планы относительно постановок, он вынужден был оставить все и уехать в Абхазию: Скончался его двоюродный брат, поэт, драматург, публицист и общественный деятель Георгий Михайлович Чачба (1846-1918). Опустевший дом нуждался в хозяине. Но не только смерть брата стала причиной отъезда. От младшего брата, борца за освобождение Абхазии, Владимира Чачба, он знал, что и в Абхазии близится победа национально-освободительного движения. Надеясь, что это даст независимость земле его предков, Абхазии, он устремился туда, чтобы быть вместе с народом, быть причастным к переустройству его жизни. В Абхазии в это время политическая обстановка была напряженной. После распада Российской империи и образования грузинского государства власти Демократической Республики Грузия (1918-1921) всячески препятствовали возрождению абхазской государственности, вплоть до оккупации территории Абхазии». Но несмтря на это, в Абхазии начался новый этап подвижнической деятельности художника. Он сразу включился в работу Сухумского артистического общества (САО),открыл театральные курсы, на которых обучалась абхазская молодежь. К этой работе были привлечены поэт В.В.Каменский и Н.Н.Евреинов, находившиеся тогда в Сухуме. За короткий срок, совместно с местными любителями, было осуществлено несколько театральных постановок, и инсценировка абхазской народной песни «Раненный в сердце». Все декорации и эскизы костюмов были выполнены А.Чачбой. Известный абхазский писатель Михаил Лакрба позднее писал об этом спектакле: «Старики – Сухумцы до сих пор помнят чудесную декорацию к «Раненному в сердце» - красочный живительный абхазский пейзаж. Постановка спектакля была осуществлена лично по сценарному плану самого А.Чачбы. О постановке были большие овации благодарных зрителей и очень много положительных отзывов в сухумской прессе. В здании бывшей Сухумской женской гимназии, художнику с трудом удалось открыть первую детскую худ-ю студию, где он вел уроки рисования, а в свободное время читал лекции по истории искусств в Сухуме и в Закавказских крупных городах. Дневниковые записи художника показывают, что он был убежден в необходимости издания литературы на родном абхазском языке, учебников, словарей, народного календаря, истории Абхазии, в необходимости переводов на абхазский язык классиков русской и мировой литературы. Для успешного проведения просветительской работы он стремился объединить усилия деятелей культуры Абхазии и ученых с мировым именем, таких как Н.Я.Марр и И.А.Орбели, содействовал сотрудничеству основоположника абхазской литературы Д.И.Гулиа и Н.Я.Марра. По воспоминаниям современников, художник в те годы создал много живописных и графических портретов абхазов, писал пейзажи чарующей природы. Эти работы, как и другие исторические ценности, погибли во время меньшевистских погромов. Тяжелая политическая обстановка вынудила А.К.Чачба покинуть родину. Брат его, борец за свободу Абхазии, Владимир Чачба вместе с другими патриотами Абхазии был заключен в Метехскую тюрьму в Тбилиси. Художник выступил в защиту заключенных с протестом. Н.Н.Евреинов позже писал: «Александр Константинович бежал из Грузии от меньшевиков, теснивших его друзей абхазов, ныне большевиков, причем его провожал в Батуми сам т.Лакоба – нынешний председатель совнаркома Абхазии». Художник с болью в сердце направился из Батума в Крым, остановился в Коктебеле у своего друга М.А.Волошина, чтобы навещать своих детей, которые в то время жили со своей матерью в Феодосии. Здесь же он неожиданно получает приглашение С.П.Дягилева, в то время проводившего вторую антепризу «Русского балета» в Лондонском театре Ковент-Гарден. После некоторых раздумий он принимает приглашение и едет с Н.И.Бутковской в Англию. Так он оказался навсегда оторванным от Родины. Отныне он свою творческую жизнь связал с русским балетом за рубежом, в основном во Франции – на родине его матери. Заграничный период жизни художника был напряженным, он продолжал усиленно работать в различных жанрах изобразительного искусства: в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, работа в Дягилевской балетной труппе. В Париже он сближается с Пикассо, Браком, Дереном, с художниками по его выражению «нового направления». Это было не просто знакомство, но и творческое содружество. В «Словаре современного балета», вышедшем в 1957г., говорилось: «Роль князя Чачба-Шервашидзе в декорации современного балета гораздо более значительна, чем это полагают. При всей своей скромности, он был ценным работником русских балетов, так как без него декорационные дерзания, к которым стремился и требовал Дягилев от художников, не могли бы достигнуть того высокого уровня и качеств, которые были им свойственны». «Князь Чачба-Шервашидзе был чрезвычайно талантливым и искусным художником-декоратором Дягилева, и он по праву стал знаменитым в этой области», - писал, один из виднейших английских балетных критиков того времени, Р.Бакл. Художником были созданы эскизы декораций и костюмов к таким произведениям, шедшим в разных театрах крупных городов Европы и Америки, как: «Триумф Нептуна», «Прометей», «Ромео и Джульета», «Лебединое озеро», «Шота Руставели» и др. К таким спектаклям, как: «Женитьба», «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Веселая смерть» Н.Н.Евреинова, «Месяц в деревне» И.С.Тургенева и др. Выдающийся балетный танцовщик и хореограф ХХ в. Серж Лифарь в дарственной надписи на каталоге выставки, в Париже, состоявшейся в 1972г. оставил отзыв (надпись адресована жене Н.Н.Евреинова, А.А.Кашиной): «На память о художнике Шервашидзе – непревзойденном исполнителе театральных полотен и художественных замыслов «русских балетов Дягилева» - соучастнике художественно-театральной революции на Западе». После смерти супруги Н.И. Бутковской в 1948г., Александр Константинович двадцать лет прожил один в тяжелых материальных условиях. Он писал дочери в Сухум: «… Я думал о работе, очень мало о себе, поэтому, когда закончилась моя карьера декоратора, я оказался без средств…» (21 августа 1958г.). |
* |
Художник, проживший свыше ста лет, скончался 17 августа 1968г. в пансионе для престарелых в Монако и был похоронен в Ницце на русском кладбище.
Многие годы, находясь вдали от Родины, Александр Чачба никогда не забывал о ней. Из его писем видно, как заинтересовано следил он за жизнью своей страны, за ее культурными достижениями. А самое главное, несмотря на то, что он нуждался материально, не продал свои работы, а завещал их Родине. И действительно, в 1958г, он прислал в дар своей Родине – Абхазии, около 500 работ и надеялся, что это откроет путь к возвращению. Однако увидеть родную землю, ему не было суждено. Только 12 мая 1985г., осуществилась его мечта: В столице Абхазии – Сухум, в торжественной обстановке состоялось перезахоронение выдающегося сына народа А.К Чачбы, вновь обретшего свою Родину – Апсны. Но на сей раз – навсегда! /Боча Аджинджал, чл. Союза художников Республики Абхазия и РФ/ «В 7, 8, 9 в.в. Абхазией правили цари, которых только имена остались в истории. Многие памятники, храмы и строения, существующие доныне в Имеретии, Мингрелии, Гурии некоторые в целости, другие в развалинах, вероятно принадлежат этой эпохе». /Из записной книжки/ «Вместо заботы об Абхазии вижу всех князей и дворян в Сухуме, занимающихся коммерческими делами в городе. Нужно думать о Родине прежде всего. Богатство Родины – Ваше богатство. Образование техническое прежде всего, но с первого шага – дисциплина духа. Прежде у нас в Абхазии в душевный мир детей, прежде всего вливался культ Родины. Были крепкие, стойкие люди. Мне чрезвычайно грустно, когда думаю о том, что может исчезнуть все то, что так дорого ценишь в абхазцах, вообще в горцах наших. Я представляю себе их, стройных, ловких, очень выносливых, с большим достоинством, молчаливых, умеренных во всем, стойких и твердых… Приезжающие из глухих горных сел мне милее сухумцев. В них еще много того, что описано Толстым в «Хаджи-Мурате», что так дорого, что прекрасно и заставляет с радостью сказать громко: «Я горец, я абхаз!» /04.09.1917г., у Георгия в Сухуме, /из записной книжки/. «Пусть я умру за твою свободу Мать моя Абхазия! Пусть я умру за твою свободу Брат мой Абхаз! Что смерть? Свобода, Равенство и Братство Вот три светлых знака, Три звезды Указывающие путь Где жить, где умереть!» /1919г. Сухуми «Из записной книжки»/ |
Знаменитые люди Абхазии >>> |
Интересные НОВЕЛЛЫ из жизни абхаз >>> |
Главная >>> |